Статьи

Взгляд аналитиков на мировой рынок ECM

В течение последних нескольких лет ситуация в сфере автоматизации деятельности российских предприятий и организаций характеризуется неизменным повышением активности в плане расширения применения систем управления корпоративным контентом и электронного документооборота (ECM/СЭД). При этом в случае нашей страны на развитие этого рынка позитивно влияют как глобальные факторы, так и наша местная, «национальная» специфика.

В глобальном аспекте суть вопроса заключается в том, что именно ECM во многом отражает динамику развития ИТ как таковых, расширение сферы их использования в практическое деятельности компаний. По сути, именно тут в первую очередь находят применение появляющиеся ИТ-инновации (например, сначала Web, потом Web 2.0, затем облачные модели), здесь проходит их проверка на востребованность заказчиками. Представляется полезным предварить анализ российского рынка обзором общемировой ситуации в этом сфере, выполненным двумя крупнейшими аналитическими компаниями.

Видение Gartner

Само название ECM ввела в обиход в 2000 г. компания Gartner , которая уже много лет проводит исследования этого рынка, традиционно каждой осенью выпуская свои магические квадранты по данной тематике. Нужно напомнить, что термин ECM она применяет в двух связанных, но все же разных понятиях: как общую стратегию работы с различного рода корпоративным контентом и как набор программных продуктов для управления полным жизненным циклом такого контента.

В последнем отчете Gartner, выпущенном в конце 2011 г. (рис. 1), в целом сегментация ECM-рынка также остается примерно той же, что и 10 лет назад, хотя все же тут происходят внутренние изменения, связанные с появление новых технологий и бизнес-моделей. В последние годы Gartner выделяет следующие базовые направления ECM: управление документами, управление веб-контентом (WCM), управление записями (Records management), управление образами документов, управление социальным контентом, управление потоками работ и управление деловыми процессами, а также расширенные компоненты.

Магический квадрант для рынка средств управления корпоративным контентом (Gartner, 2011).

В то же время для систематизации представления о спектре предложений Gartner предлагает сейчас выделять четыре наиболее динамично развивающиеся группы программных решений — «четыре мира ECM»: для управления транзакционным контентом, для управления социальным контентом, для оптимизации онлайновых каналов, для управления «контентом как инфраструктурой». Эта классификация отличается от классического варианта категоризации ECM, ориентируясь на решения некоторых комплексных задач. При этом, по мнению Gartner, мало кто из вендров предлагается лидирующие средства во всех четырех направлениях.

Как известно, активная фаза формирования современного ECM-рынка с точки зрения распределения сил на нем, позиций основных игроков, пришлась на 2007-2008 гг., в результате массовой закупки платформенными вендорами ведущих специализированных разработчиков и выхода в лидирующую группу корпорации Microsoft со своим продуктом SharePoint.

В целом же рынок ECM-средств динамично растет с начала нынешнего столетия, этому даже не очень помешал недавний экономический кризис. В то время как многие ИТ-направления испытывали очевидные трудности и даже спад, мировые продажи ECM-продуктов выросли в 2009 и 2010 гг. соответственно на 5,1 и 7,6%, их объем в 2010 г. составил 3,9 млрд долл. И прогнозируется, что в ближайшие годы темпы роста рынка будут еще выше: говорится о ежегодных 11,4% вплоть до 2015 г. Эксперты объясняют это достаточно просто: ECM — это как раз то направление ИТ, которое сейчас обеспечивает повышение эффективности работы организации, улучшая бизнес-процессы и качество используемых данных, помогая строить новые схемы взаимодействия внутри компаний, а также с заказчиками и партнерами.

По данным Gartner, на четырех мультивендоров (EMС, IBM, Microsoft, Oracle) приходится примерно половина объема ECM-продаж. Однако это совсем не означает, что этот рынок находится в их руках. Именно в сфере ECM широкое применение находят технологические инновации и новые бизнес-модели, которые активно используют не столь большие разработчики, опережая в гибкости гигантские корпорации. Говоря об этом, Gartner выделяет четыре ключевые области, которые сейчас определяют развитие рынка в целом.

  • Облака. Развертывание ECM в публичных облаках позволяет предприятиям повысить гибкость в своих новых инициативах в области контента, существенно снижая при этом капитальные затраты на реализацию проектов (приобретение серверов, лицензий на ПО, оплата услуг системных интеграторов). Переход на сервисную модель взаимодействия с оплатой реально потребляемых ресурсов (по числу пользователей, в зависимости от объемов хранимых документов) позволяет снизить размеры развертываемых систем. Тем более что для многих случае вполне подходит применение файловых серверов, когда никакой кастомизации и интеграции просто не требуется;
  • мобильность. Отвечая явному требованию рынка в отношении обеспечения повсеместного доступа и широкого использования смартфонов и планшетов, ECM-системы предлагают богатый спектр поддерживаемых клиентских устройств, входя в эру «пост-ПК». В дополнение в простому мобильному доступу к хранилищам документов, многие вендоры разрабатывают специальные интерфейсы, обеспечивающие интеграцию мобильных пользователей в деловые процессы. При этом широко используется фото- и видео функционал устройств, например, для сканирования объектов или ввода штрих-кодов;
  • аналитика. Аналитическая обработка контента сегодня включает целое семейство технологий, помогающих потребителям получать ответы на нужные им вопросы. В качестве контента тут чаще всего используются тексты всех видов (традиционные документы, блоги, новостные сайты, дискуссии в социальных сетях и пр.), но, кроме того, все больше применяются также аудио-, фото- и видеоданные. По мере того как компании переводят все больше своего контента под управление ECM-средств, они хотят и повысить отдачу от информации для решения своих деловых задач;
  • контент больших размеров. Перевод в ведение ECM-cистем аудио- и видеоинформации поставил перед предприятиями проблему оптимизации своих усилий по хранению и управлению большими информационными массивами. Это требует от них, с одной стороны, использовать более изощренные средства архивирования и хранения, а с другой, — шире применять услуги аутсорсинга.

Проведенный в рамках исследования Gartner опрос заказчиков показал, что применение ими ECM-средств связано с решением следующих деловых задач:

  • Повышение эффективности за счет повышения качества принимаемых решений при более полном использовании имеющейся в организации информации. Здесь главная роль отводится разнообразным средствам управления знаниями и поддержки групповой работы, в том числе с ориентацией на проектные модели организации деятельности. ECM-средства также играют важную роль в улучшении службы работы с внешними клиентами;
  • снижение операционных затрат во многом произойдет в результате перехода на электронные методы управления документами и информационного взаимодействия с клиентами. В отношениях с внешним миром улучшения достигаются в значительной степени путем перехода от традиционных методов почтового общения к применению оптимизированных Web-каналов. Снижение затрат обеспечивается также за счет консолидации разных хранилищ контента;
  • оптимизация бизнес-процессов, как и раньше, выполняется во многом с помощью использования средств работы с образами документов и новых методов управления документами. Важную роль тут играет переход к использованию транзакционных типов документов и соответствующих инструментов;
  • обеспечение соответствия нормативным требованиям в отношении архивного хранения и проведения электронных расследований сейчас представляет одно из ключевых аспектов применения ECM-средств. Gartner говорит о наличии тут нескольких уровней поддержки названных задач, начиная от интеграции с офисными приложениями Microsoft и заканчивая использованием автоматической категоризации записей;
  • получение и удержание клиентов — это одна из главных задач почти любой коммерческой организации. В ее решении решающая роль отводится средствам управления Web-контентом (WCM), в которых особую значимость в настоящее время имеют инструменты интерактивного взаимодействия, в том числе с использования методов социальных сетей.

Что думает о рынке ECM компания Forrester

Другой известный исследователь рынка, компания Forrester, для оценки ситуации на рынке использует собственную методику анализа, результаты которого представляются в виде «волн» (рис. 2).

Ситуация на рынке Enterprise Content Management в виде Волн Forrester (Forrester, 2011, IV квартал).

По мнению экспертов Forrester, рынок как раз сейчас переживает завершение эпохи существования ECM-пакетов как некоторого класса автономных приложений и переход к их позиционированию в качестве интегрированных компонентов корпоративных информационных систем. В содержательном смысле это означает, что нужно переходить от управления контентом как таковым к задачам его реального применения, причем в рамках конкретных бизнес-процессов. При этом Forrester выделяет четыре основных типа контента и соответствующих ECM-средств:

  • фундаментальное (foundational) ECM, включающее базовый набор функций, в том числе библиотечные сервисы, основные средства управления потоками работ, поиск и управление записями;
  • деловое (business) ECM, предназначенное для обеспечения каждодневного рабочего процесса (day-to-day workplace experience), включая выполнение регулярных заданий и взаимодействие с коллегами. К этим технологиям относятся управление документами, управления правами доступа и групповое сотрудничество;
  • транзакционное (transactional) ECM ориентировано на поддержку бэк-офисных процессов, в том числе в плане интеграции контента с разного рода деловыми приложениями. Тут нужны средства работы с образами документов, управление выходными документами организации, управление формами бизнес-процессов и работа с другим контентом, появляющимся в результате работы бизнес-систем;
  • мотивационное (persuasive) ECM поддерживает контент, который влияет на внешнюю аудиторию компании. Речь идет, в том числе, о таких направлениях, как многоканальный маркетинг, поддержка самообслуживания клиентов, поиск потенциальных потребителей. Сюда входят также управление Web-контентом, цифровыми активами, связями с потребителями.

По мнению Forrester, группа ключевых игроков рынка — IBM, EMC, OpenText и Oracle — продолжают доминировать на ECM-рынке, но все же они теперь в большей степени фокусируются не на решении всего спектра задач, а на определенный круг проблем заказчиков (например, управление контрактами, обработка счетов и накладных). Особняком тут по-прежнему компания Microsoft со своей давней стратегией «ECM для масс», реализуемой на базе SharePoint. ИТ-директора уже смирились с тем, что они просто не получат от руководства бюджета на дополнительные ECM-технологии, если задачи можно решить с помощью SharePoint. Соответственно другие вендоры в своих продуктах стараются развивать именно те функции, которых нет у Microsoft.

 

Источник Intelligent Enterprise/RE